Безопасный навоз: решение проблем или новые вопросы?

Исключат ли продукты жизнедеятельности животных из списка опасных отходов

9b93348051b692564da42f71076f2d26

«Биокомплекс»

Дискуссия об исключении навоза из списка опасных отходов продолжается уже не один год, став особенно актуальной в последнее время, в том числе в связи с активным применением «Закона о лицензировании» в отношении животноводов. При этом никогда прежде обсуждение не выходило на самый высокий уровень. И вот наконец в декабре прошлого года в Госдуме был зарегистрирован проект Федерального закона «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащий, в частности такие пункты: «Продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных не являются загрязняющими веществами и объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду» и «Продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных могут использоваться как источник повышения плодородия почвы в порядке, определенном техническими условиями и технологическим регламентом».

В силу разных причин 3 марта он был снят с рассмотрения по инициативе авторов, но спустя всего два дня, 5 марта, был зарегистрирован новый законопроект, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В числе прочих корректировок предложено дополнить статью 9 «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» частью «Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов животноводства не подлежит лицензированию». Кроме того, предложено внести изменения, связанные с использованием в качестве сырья для производства удобрений побочных продуктов животноводства в законы «Об экологической экспертизе», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Кроме того, в феврале 2022 года вопросы, связанные с переработкой и утилизацией навоза, были подняты в Совете Федерации. Спикер Совета Валентина Матвиенко раскритиковала существующую ситуацию и поставила задачу в минимальные сроки уладить вопросы, связанные с использованием навоза и продуктов его переработки в качестве удобрения.

Учитывая все это, можно говорить о большой вероятности того, что в ближайшем будущем навоз перестанет считаться опасным отходом (по крайней мере, с точки зрения законодательства). Можно ли считать это жирной точкой? И да, и нет. Для полноценного решения, предполагающего не только экономию, но и повышение плодородия почвы и урожайности, потребуется поддержка активного внедрения хозяйствами наилучших доступных технологий по данной тематике, а также меры запретительного характера за несоблюдение нормативов переработки навоза, например, за поверхностное внесение неконтролируемых объемов или вывоза свежего навоза в поля.

Напомню, что федеральный проект НДТ (наилучшая доступная технология) был запущен для стимулирования внедрения эффективных технологий, наносящих минимальный урон окружающей среде, в различных сферах хозяйственной деятельности. В 2017 году группу справочников НДТ пополнил ИТС-41: «Интенсивное разведение свиноводства», включающий раздел «Системы удаления навоза и подготовка свиного навоза к использованию».

Среди наилучших технологий в федеральном проекте указаны, в том числе и такие решения, как:

  • шнековые сепараторы для разделения навоза на твердую и жидкую фракции;
  • шланговые системы для внесения жидких органических удобрений в поля;
  • активное компостирование твердой фракции при помощи ворошителей.

Технология разделения стока на фракции пришла из очистных сооружений, претерпев некоторые изменения. Применение шнековых сепараторов позволяет:

  • исключить процесс брожения навоза за счет отделения твердой фракции;
  • уменьшить интенсивность запаха (аммиака), который выделяется при брожении навоза;
  • сократить срок хранения (выдержки) жидкой фракции в два раза;
  • уменьшить необходимый объем навозохранилищ (лагун) в виду меньшего времени хранения;
  • ускорить процесс внесения органических удобрений (жидкую фракцию можно быстрее внести, нежели густой навоз).

Применение шланговых систем признано значительно более экологически безопасным и экономичным, в сравнении с бочковым внесением. К числу экологических выгод внесения навоза шланговыми системами относятся:

  • Использование одного трактора для работы ШС вместо пяти — десяти тракторов при внесении бочками.
  • Пример: производительность ШС длиной 6,8 км составляет 175 м3/час, а тракторной цистерны емкостью 16 м3 — всего 17,7 м3/час.
  • Незначительная нагрузка на почву.
  • Снижение выхлопов в пять раз по сравнению с бочками (два дизельных двигателя — ДНС и трактор, вместо десяти).

К экономическим:

  • Сокращение прямых затрат на внесение 1 м? навоза в два-три раза.
  • Уменьшение количества тракторов, необходимых для внесения, экономия ГСМ.
  • Шланговые системы можно использовать в период между весенним и осенним внесением навоза, например, для перекачки воды к оросительным установкам, использование в аварийных ситуациях и т. д.

Применение ворошителей позволяет сократить срок компостирования с четырех месяцев и более (пассивное компостирование) до двух-трех недель.

Так как под наилучшей доступной технологией подразумевается такое технологическое решение в той или иной отрасли, которое наносит меньший урон окружающей среде, является наименее энергозатратной и трудоемкой и обеспечивает наилучшее решение проблемы, то приведенные выше примеры можно считать отличным свидетельством того, что решение экологических проблем может приносить значительные экономические выгоды.

Возвращаясь к законопроекту, следует отдельно выделить корректировку Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Так, статью 7, «Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», предложено дополнить следующим абзацем: «при проведении мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения использовать побочные продукты животноводства, образующиеся при производстве сельскохозяйственной продукции и не являющиеся целью данного производства, если такие продукты пригодны в качестве сырья в производстве удобрений в порядке, определенном техническими условиями и технологическим регламентом».

Как видно, авторы законопроекта фактически закрепляют в качестве права собственников действия, которые ранее были отражены в разъяснении Минприроды РФ (Письмо от 5 мая 2016 года N 04-12-27/9376) в контексте получения лицензии (точнее — необязательности получения лицензии): «хозяйства вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности (включая навоз), для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, например, в качестве удобрения при условии наличия ТР и ТУ».

https://agroinvestor.ru/column/anton-erkhov/37903-bezopasnyy-navoz-reshenie-problem-ili-novye-voprosy

Подробная информация о записи

Дата публикации: 2022-04-22 17:42:29
Источник записи: http://www.ikar.ru/articles/366.html
Категория записи: Крупа, Мука, Новости рынка, Русский




Категория: Крупа, Мука, Новости рынка