Эксперты оценили, какое продовольствие сложно перенаправить из недружественных стран

По некоторым направлениям экспорта и импорта продовольствия и средств его производства России было бы сложно перенастроить взаимную торговлю на дружественные страны, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.

c4b4f8e4fa677c457347e1746f569e4e

Производство рапсового масла. Фото: iStock

Основными покупателями наших главных экспортных продуктов — зерна и, в частности, пшеницы и подсолнечного масла — являются Турция, Египет и другие дружественные страны. Поставки в страны Европы и США незначительны. Но, например, пшеницу твердых сортов в небольших объемах мы поставляем в ту же Италию, где из нее производят макароны.

Зато рапсовое, соевое, льняное масла, горчица и масло из нее, сафлор, а также шрота и жом свекловичный (используются на корм животным) поставляются с европейской части России в основном в страны ЕС. Например, рапсовое масло используется при производстве биодизеля, который распространен в Европе, но во многих дружественных странах его нет. Везти эту продукцию на восток невыгодно — слишком большие транспортные затраты. А сеять вместо рапса, например, подсолнечник не получится — рапс выращивается в основном к северу от ареала подсолнечника в России.

«Это важные направления. Под них за последние годы создавались целые отрасли, они приносят нашим аграриям и всей экономике хорошие деньги. И терять их не хотелось бы. Для российского сельского хозяйства это будет равнозначным ударом, как и для тех стран, куда эти товары поставляются», — считает Рылько.

Но еще критичнее для нас может быть прекращение импорта из ЕС и Северной Америки средств производства. В частности, велика зависимость от поставок генетического материала, начиная от семян, заканчивая высокопородными животными. Причем, альтернативных каналов найти практически невозможно. Также из европейских стран и Северной Америки импортируется высокопродуктивная сельхозтехника и запчасти к ней, указывает Дмитрий Рылько.

Традиционными основными импортерами соевого масла являются Египет, Алжир, Иран и Китай. Главным импортером рапсового и льняного масла является Китай. Что касается шротов из этих масличных, то одним из ключевых потребителей является Турция. Основными покупателями российского подсолнечного масла являются Турция, Иран и Китай, только в эти страны объем экспорта в прошлом году составил более 1,6 млн тонн. А еще его закупают Индия, Египет и страны ЕАЭС, рассказал исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.

В связи с уходом с мирового рынка Украины, как поставщика номер один по подсолнечному маслу и шроту, которая поставляла почти 5 млн тонн масла, на мировом рынке образовался серьезный дефицит. «Рынок растительных масел и шротов, как сообщающиеся сосуды: спрос из дефицитных позиций перетекает в профицитные, поэтому растет потребность в других растительных маслах, в том числе в рапсовом, соевом и льняном. Это подтверждается и резким ростом мировых цен. Так что проблем с экспортом этих масел у нас нет», — поясняет Мальцев. Кроме того, ограниченное предложение подсолнечного шрота на мировом рынке также будет способствовать увеличению спроса на соевый и рапсовый шрот со стороны наших главных импортеров.

Ранее заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев призвал поставлять продовольствие и сельхозкультуры Россия только своим друзьям. «Не будем поставлять наши продукты и сельскохозяйственную продукцию нашим недругам. И покупать у них ничего не будем», — написал он в своем Telegram-канале. Он отметил, что от наших поставок зависит продовольственная безопасность многих стран. «Получается, что наше продовольствие — наше тихое оружие. Тихое, но грозное», — отметил Медведев.

По данным федерального центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе, в прошлом году экспорт российской продукции АПК вырос на 21% и составил 37,1 млрд долларов. Всего на мировой рынок Россия поставила более 71 млн тонн продовольствия и сельхозсырья. В денежном выражении увеличился экспорт масложировой продукции (на 48%), мяса (на 32%), молочной продукции (30%), рыбы и морепродуктов (25%), продукции пищевой и перерабатывающей промышленности (15%), зерна (12%). Основными покупателями российской сельхозпродукции стали Турция (плюс 38% до 4,3 млрд долларов), Китай (минус 12% до 3,6 млрд долларов), Казахстан (плюс 33% до 2,8 млрд долларов), Южная Корея (плюс 41% до 2,5 млрд долларов), Беларусь (плюс 28% до 1,8 млрд долларов).

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт продовольствия и продукции сельского хозяйства в 2021 году составил около 33,9 млрд долларов (рост 14,1%). По данным Росстата, доля импортного продовольствия в его общей структуре в РФ снизилась в 2021 году на четыре п. п. в сравнении с 2020 годом — с 28% до 24%. В 2014 году Россия ввела продэмбарго, запретив ряду стран (прежде всего ЕС и США) ввозить в Россию мясные, молочные продукты, рыбу, овощи и фрукты, орехи, соль. Сейчас среди основных импортеров продовольствия и сырья для него — Беларусь, Казахстан, Китай, Турция, Египет и другие страны.

В Минсельхозе неоднократно заявляли, что Россия полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия — зерном и продуктами его переработки, мясной и рыбной продукцией, сахаром, растительным маслом и другими ключевыми продуктами питания. Собственное производство молочной продукции, овощей и фруктов уже обеспечивает значительную часть внутреннего потребления. Потребность в импортных товарах незначительна и в основном приходится на продукцию, которую не производят в нашей стране в силу климатических условий.

https://rg.ru/2022/04/01/eksperty-ocenili-kakoe-prodovolstvie-slozhno-perenapravit-iz-nedruzhestvennyh-stran.html

Подробная информация о записи

Дата публикации: 2022-04-04 17:42:35
Источник записи: http://www.ikar.ru/press/7493.html
Категория записи: Крупа, Мука, Новости рынка, Русский




Категория: Крупа, Мука, Новости рынка