Зерно притормозят пошлиной

Погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» в январе составила больше 2,7 млн тонн, что в 1,7 раза больше, чем в январе прошлого года. Результат достигнут благодаря внедрению новых услуг, разработанных РЖД для трейдеров, росту валового сбора продукции, смене маршрутов перевозок, а также большому спросу на экспортные поставки зерна. По мнению экспертов зернового рынка, пик по перевозкам зерна в этом году уже пройден и ожидать новых рекордов в ближайшие месяцы не стоит.

f00659ea49c10057f79fc6619bec1030

фото: 123RF/Legion-Media

По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, по итогам января 2021-го погрузка зерна составила 2,7 млн тонн (на 74,3% больше, чем в январе 2020 года). При этом экспортные перевозки возросли более чем в 2 раза и составили 1,8 млн тонн (в 2020-м – 832 тыс. тонн), в то время как прирост погрузки зерна на внутренний рынок не превысил и 30%.

«Для оптимизации процесса перевозок ОАО «РЖД» предлагает грузоотправителям сервис «Зерновой экспресс», который позволяет консолидировать небольшие партии груза в организованные поезда, следующие по заранее известному расписанию без переработки в пути. Это даёт возможность сократить время доставки и ускорить оборот подвижного состава», – отмечается в пресс-релизе ОАО «РЖД».

Эксперты операторского и зернового рынков выделили ещё несколько факторов, обеспечивающих положительный результат.

Как рассказал «Гудку» руководитель зернового направления Института конъюнктуры аграрного рынка Олег Суханов, рост погрузки зерна на сети ОАО «РЖД» в сравнении с прошлым годом можно объяснить вторым в истории урожаем зерновых в стране и возросшим спросом на экспортные поставки из России в условиях ослабления курса рубля. Так, по данным таможенной статистики, в период с 1 июля 2020 года по 12 февраля 2021 года официально из России на экспорт отправлено 37,5 млн тонн всех зерновых различных культур.
«В этом сезоне доля южных регионов, составляющих в былые годы основу экспортного потенциала, сократилась. Вместе с ней сократились и объёмы перевозок зерна автотранспортом на коротком плече. Рекордный урожай пшеницы отмечается в регионах Приволжского и Центрального федерального округов, откуда поставки в глубоководные порты из-за больших расстояний осуществляются главным образом железнодорожным транспортом», – пояснил Олег Суханов.

По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, на росте транспортировки зерна сказалось повышение экспортной пошлины, которое будет введено с 1 марта.

«С 15 февраля пшеница, которую вывозят за пределы страны, облагается пошлиной 25 евро за тонну в пределах квоты. В марте пошлина повысится до 50 евро за тонну. Зернотрейдеры стремятся вывезти основные объёмы продукции до введения пошлины», – добавил Аркадий Злочевский.

По словам генерального директора транспортной компании ABC-Rail Артура Нурмухамедова, рост погрузки зерна с начала года связан с желанием трейдеров отгрузить товар в порту на пике цен на пшеницу и до вступления в силу новых экспортных пошлин. Теперь этот ажиотаж с погрузкой уже сходит на нет.
«Внутренние потребители зерна тоже не создают больших складских запасов, ожидая дальнейшего снижения цены, – пояснил Артур Нурмухамедов. – Производители уже не ждут нового роста цен на зерно и выставляют всё большие объёмы на продажу. Резкого сокращения экспортных поставок не будет, но и погрузки уровня начала года тоже ждать не стоит. Потребность в зерновозах соответствует сельскохозяйственному сезону, пик перевозок зерновых с февраля будет снижаться, поэтому будет образовываться естественный профицит».

Как отметил в понедельник в ходе оперативного совещания Алексей Шило, перевозка зерна за первую половину месяца отмечается ростом в 30% к уровню февраля 2019 года и свыше чем на 50% превзошла уровень прошлого года.
«С 15 февраля до 30 июня вступает в силу вывозная квота на экспорт зерна и повышается вывозная пошлина с 25 до 50 евро за тонну. По оценкам зерновиков, в марте будет уже происходить снижение погрузки примерно в два раза к сегодняшнему показателю», – рассказал в понедельник на оперативном совещании Алексей Шило.

По мнению Олега Суханова, в перспективе можно ожидать сезонного сокращения объёмов перевозки зерна на сетях железных дорог. На юге объёмы зерна для вывоза сократились и невелики, поэтому подпитывать дальнейший экспорт до конца сезона в значительной степени будет зерно из отдалённых регионов (вплоть до Сибири), и, конечно, главным образом это будут поставки в порты.

https://gudok.ru/newspaper/?ID=1553648&archive=2021.02.18

Подробная информация о записи

Дата публикации: 2021-02-18 13:27:36
Источник записи: http://www.ikar.ru/press/6511.html
Категория записи: Крупа, Мука, Новости рынка, Русский



Категория: Крупа, Мука, Новости рынка